Портал правительства Москвы

В Институте Пути кипели гаражные страсти

После войны отцы осваивали «Москвичи» и «Победы», а дети гоняли на «Цундапах» и «Харлеях»

Мы продолжаем знакомить читателей с уникальными воспоминаниями старожила посёлка Институт Пути Николая Борисовича Зверева, который жил на Вересковой улице. В 1950-е годы он стал свидетелем активной «велосипедизации» и «автомобилизации» посёлка.

На деревянных ободах

– Первые велосипеды у нас появились еще до войны, – вспоминал Николай Зверев. – У Льва Васильева была «Украина», у Игаши Стасенко – «военный драндулет» без свободного хода, у Володи Абонисимова – «ВСА» из Персии (Ирана) с ободами из дерева (!) Но все это были единичные экземпляры, а уже в конце 1940-х много велосипедов поступило в продажу: «ЗиЧ», Пензенские вело, «Москва, даже зарубежные, например, «Диамант». Вместе с зарубежными велосипедами в посёлке «поселились» мотоциклы и автомобили. Вслед за отечественными мотоциклами «ИЖ» и «К125» в 1950-х годах стали продавать немецкие БМВ с карданным валом вместо обычных велосипедных цепей Галля, чешские «Явы». Но в нашем окружении сначала появились довоенные зарубежные. Так у Ярослава был немецкий «Цундап», у Володи Брюквина – американский «Харлей-Давидсон». Очень скоро наших владельцев мотоциклов перегнали автолюбители, перед которыми сразу встала новая проблема. Для автомобилиста уже мало 2-3 кубометров в дровяном сарае или свинарнике, как для мотоцикла, словом, понадобились гаражи!

Автолюбители против спортсменов

В Институте Пути стали возникать гаражные «городки». И, хотя места для «стальных коней» вокруг было не в пример больше, чем теперь, их хозяевам пришлось за него побороться.

– Первые гаражи возникли у нашего дома, – вспоминал Николай Борисович (теперь на месте того дома – новостройка по Вересковой, д. 1, корп. 1). Там стояли «Победы» Зверевых и Шахпароновых. Потом «прилепился» сборный металлический гараж Бориса Викторова, купившего «Москвич-401». Но вскоре на этом месте решили строить жилые дома. Новый «автопосёлок» создали на Медведковском шоссе (ныне ул. Кольская у Яузы), но жилищное строительство устремилось и туда. Тогда наш папа (а Борис Николаевич Зверев стоял у истоков Института Пути и имел большой авторитет) взялся организовывать строительство гаражей в другом месте. Собрали заявления желающих получить бокс, тщательно обследовали место стройки, собрали надёжную команду единомышленников. Нашли и «дорогу» на источники стройматериалов – кирпичный завод в Медведково, завод «Стройдеталь» и другие, где можно было купить и новые материалы, и «некондицию». Словом, всё было готово, но… трудности возникли с самой неожиданной стороны. Уже после всех согласований вдруг обнаружилось «возражение масс». Оказалось, против гаражей выступили молодые сотрудники одного из отделений института, которые летом играли в волейбол на площадке в 150 метрах(!) от будущих гаражей! Выступать против общественности в СССР было не принято, и колоссальный труд наших энтузиастов оказался бесполезным…

Правда, поступок спортсменов не принес им радости – гаражи там всё же построили, но уже не для наших сотрудников, а волейбол вообще прекратился. Зато товарищество, начинавшее этот неудачный проект, не распалось, а со временем превратилось в кооператив «Транспортник», но уже на южной стороне железнодорожной ветки (ныне ликвидированной «Бескудниково-Лосиноостровская»), ближе к жилым кварталам Свиблова. В 1964 году «Транспортник» был готов, а первым председателем стал Б.Н. Зверев.


Если вы нашли ошибку: Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter