RSS

Городской портал госуслуг

Основные термины и определения

01.08.2017

Коррупция -

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

(п. 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-Ф3).

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

(п. 2 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-Ф3)

Административно-хозяйственные функции должностного лица - полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

(п.5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

Административный регламент - нормативный правовой акт, содержащий последовательное описание административных процедур, совершаемых органом, предоставляющим государственную (муниципальную) услугу, исполняющим государственную (муниципальную) функцию, а в случае, установленном настоящим Федеральном законом, - также стандарт предоставления государственной (муниципальной) услуги, исполнения государственной (муниципальной) функции.

(абз.6 ст.2 проекта Федерального закона N 254940-5 «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций»).

Аукцион на право заключения государственного (муниципального) контракта - торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Аукцион может быть открытым или закрытым. Размещение заказа путем проведения закрытого аукциона может осуществляться исключительно в отношении поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации об аукционе или в проекте государственного контракта.

(ч. 1,2 ст.32 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг дли государственных и муниципальных нужд»).

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

(ст. 6 Федерального закона РФ от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

• Российской Федерации;

• федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (федеральная государственная служба);

• субъектов Российской Федерации;

• органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

• лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (например, Президента РФ, федеральных министров, депутатов Государственной Думы, федеральных судей и др.);

• лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

(п. 1 ст. 1 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 №58-ФЗ).

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

(п. 1 ст. 5, п. 2 ст. 2 Федерального закона РФ от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

(п. 3 ст. 5 Федерального закона РФ от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Государственные заказчики, муниципальные заказчики - государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, размещающие заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Могут создаваться государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков (за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов, которое должно производиться самими государственными или муниципальными заказчиками). Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных или муниципальных заказчиков устанавливается решением о создании такого уполномоченного органа.

(ст.4 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).

Государственные (муниципальные) преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

Государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:

1)обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2)развития образования и науки;

3)проведения научных исследований;

4)защиты окружающей среды;

5)сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

6)развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;

7)развития физической культуры и спорта;

8)обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

9)производства сельскохозяйственной продукции;

10)социальной защиты населения;

11)охраны труда;

12)охраны здоровья граждан;

13)поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации целях.

Не является государственной или муниципальной преференцией:

1)предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, проводимых в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

2)передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций;

3)закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

4)предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или на основании вступившего в законную силу решения суда.

(п.20 ст.4, ст. 19 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Государственные (муниципальные) услуги - услуги, которые предоставляются физическим лицам и организациям по их запросу федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации или местными администрациями в рамках их компетенции.

(абз.2 ст.2 Проекта Федерального закона N 254940-5 «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций»).

Государственные (муниципальные) функции - деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, исполнительных органом государственной власти субъектов Российской Федерации или местных администраций по выдаче разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности и (или) конкретных действий, регистрации актов, документов, прав, объектов, ведению информационных ресурсов и выдаче информации из них, а также осуществлению проверок.

(абз.З ст.2 Проекта Федерального закона N 254940-5 «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций»).

Государственный (муниципальный) контракт - договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

(ст.9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета. Нанимателем государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации выступает соответствующий субъект Российской Федерации.

(п.п. 2,3 ст. 10 Федерального закона РФ от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Дисквалификация - один из видов основных административных наказаний, заключающийся в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации/Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация применяется в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, лиц, осуществляющих организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, членов совета директоров (наблюдательного совета), лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также в отношении лиц, занимающихся частной практикой.

Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом. Информация о лицах, подвергшихся дисквалификации, подлежит включению в Реестр дисквалифицированных лиц, который формируется и ведется Министерством внутренних дел Российской Федерации и министерствами внутренних дел, управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации в целях обеспечения учета дисквалифицированных лиц, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.

(ст.3.11,32.11 Кодекса об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ, п.2 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утв. постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N805)

Договор на обучение с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы - на обучение, заключаемый между федеральным государственным органом и отобранным на конкурсной основе гражданином Российской Федерации, достигшим возраста 18 лет, владеющим государственным языком Российской Федерации, впервые получающим высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального или среднего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, с обязательством последующего прохождения гражданином федеральной государственной гражданской службы на должностях гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», относящихся к старшей и младшей группам должностей.

(п.п. 1, 2, 4 Положения о порядке заключения договора на обучение между федеральным государственным органом и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы, утв. Указом Президента РФ от 21 декабря 2009 года № 1456 «О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам на обучение»)

Должности государственной службы - должности, учреждаемые для исполнения обязанностей государственной службы в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Должности государственной службы подразделяются на: должности федеральной государственной гражданской службы; должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; воинские должности; должности правоохранительной службы и включаются в реестры (перечни) должностей федеральной государственной службы (например, Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации, который включает реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации). В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов. Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации. Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется указом Президента Российской Федерации. Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.

(ст. 8 Федерального закона РФ от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»)

Должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

(примечание 1 к ст. 285 Уголовного кодекса РФ)

Должностной оклад - месячный оклад федерального государственного гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы, должностной оклад федерального государственного служащего, устанавливаемые указами Президента Российской Федерации.

(абз. 11 ст.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»)

Доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке - положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

(ч. 1 ст.5 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 13 5-ФЗ «О защите конкуренции»)

Единая система информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет - организационная совокупность государственных информационных ресурсов и информационных систем, необходимых для обеспечения комплексной информационно-справочной под держки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в том числе в части предоставления государственных и муниципальных услуг.

Единая система содержит в своем составе следующие государственные информационные системы:

«Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»;

«Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;

региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций) и реестры государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

(раздел I Концепции единой системы информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 478)

Запрос информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - обращения граждан, организаций, общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в государственные органы или органы местного самоуправления либо к их должностным лицам о предоставлении информации о деятельности этих органов.

Запрос, составленный в письменной форме, подлежит регистрации в течение трех дней со дня его поступления, а запрос, составленный в устной форме - в день его поступления в государственный орган, орган местного самоуправления с указанием даты и времени поступления. Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса обратившееся лицо уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх срока для ответа на запрос.

(п.4 ст. 1, ст. 18 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»)

Злоупотребление должностными полномочиями - использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, (ч. 1 ст. 285 Уголовного кодекса РФ)

Злоупотребление властью (служебным положением) сотрудником органов внутренних дел - умышленное использование своих должностных полномочий и преимуществ вопреки интересам служебного долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.

(п. 2.4 ст. 23 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 24.12.2008 №1138)

Злоупотребление служебными полномочиями или служебным положением - совершение какого-либо действия или бездействия, в нарушение законодательства, публичным должностным лицом при выполнении своих функций с целью получения какого-либо неправомерного преимущества для себя самого или иного физического или юридического лица.

(ст. 19 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции

от 31.10.2003)

Информация о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

Информация о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления может предоставляться на бесплатной и платной основе.

Бесплатно предоставляется информация:

1)передаваемая в устной форме;

размещаемая государственным органом, органом местного самоуправления в сети Интернет, а также в отведенных для размещения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления местах;

3)затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного пользователя информацией;

4)иная установленная законом информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также иная установленная муниципальными правовыми актами информация о деятельности органов местного самоуправления.

Плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу взимается в случае ее предоставления по запросу, если объем запрашиваемой и полученной информации превышает определенный Правительством Российской Федерации объем информации, предоставляемой на бесплатной основе. Порядок взимания платы устанавливается Правительством Российской Федерации.

(п. 1 ст. 1, ст.21,22 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»)

Конкурс на право заключения государственного (муниципального) контракта - торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Конкурс может быть открытым или закрытым. Размещение заказа путем проведения закрытого конкурса осуществляется исключительно в отношении поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в конкурсной документации либо в проекте государственного контракта.

(ч. 1,2 ст.20 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»)

Конфликт интересов на государственной или муниципальной службе - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

(ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-Ф3)

Координация экономической деятельности - согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности осуществляемые в соответствии с федеральными законами действия саморегулируемой организации по установлению для своих членов условий доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка.

(п. 14 ст.4 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции»)

Коррупциогенные нормы проектов нормативных правовых актов - положения проектов документов, содержащие коррупционные факторы.

(абз. 3 п. 2 Методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.03.2009 №196)

Коррупциогенные факторы в проектах нормативных правовых актов -

положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их. Коррупциогенными факторами являются такие положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), которые:

-устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;

-содержат неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создают условия для проявления коррупции.

(абз. 2 п. 2 Методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.03.2009 № 196, ч.2 ст. 1 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ)

Коррупционно опасная ситуация в деятельности сотрудника органов внутренних дел - любая ситуация в служебной деятельности, создающая

возможность нарушения норм, ограничений и запретов, установленных для сотрудника законодательством Российской Федерации.

(п. 2 ст. 22 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 24.12.2008 №1138)

Коррупционно опасное поведение сотрудника органов внутренних дел - такое действие или бездействие сотрудника, которое в ситуации конфликта интересов создает предпосылки и условия для получения им корыстной выгоды и (или) преимуществ как для себя, так и для иных лиц, организаций, учреждений, чьи интересы прямо или косвенно отстаиваются сотрудником, незаконно использующим свое служебное положение.

(п. 1 ст. 22 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 24.12.2008 №1138)

Коррупционно опасное поведение руководителя органов внутренних дел -злостно аморальное поведение руководителя органов внутренних дел, выражающееся в протекционизме, фаворитизме, непотизме (кумовстве), злоупотреблении властью (служебным положением).

(п.п. 1,2 ст. 23 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 24.12.2008 №1138)

Коррупционные факторы системного характера - факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.

(абз. 1 п. 10 Методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.03.2009 № 196)

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193,194,198,199,199.1 и 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации

(абз.З ст.З Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ)

Лица, исполняющие функции представителя власти - лица, наделенные правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иные лица правоохранительных или контролирующих органов, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

(п.З постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года№ 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»)

Лица, претендующие на замещение и замещающие руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона, обязанные ежегодно представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера - лица, претендующие на замещение и замещающие должности руководителя (единоличного исполнительного органа), заместителя руководителя, члена правления (коллегиального исполнительного органа), исполнение обязанностей по которым осуществляется на постоянной основе.

(п. 1 Указа Президента РФ от 18.05.2009 г. № 560)

Личная заинтересованность государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей - возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

(ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-Ф3)

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - государственное или муниципальное учреждение (в том числе автономное учреждение), создаваемое субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, уполномоченное на организацию предоставления государственных (муниципальных) услуг по принципу «одного окна», в соответствии с которым обращение заявителя за услугой (функцией) осуществляется однократно, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные (муниципальные) услуги, исполняющими государственные (муниципальные) функции, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с утвержденными административными регламентами, другими нормативными правовыми актами, соглашениями о взаимодействии.

На базе центра предоставляется не менее 50 государственных (муниципал ьных) услуг по следующим направлениям:

а) социальная поддержка населения;

б) регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) определение или подтверждение гражданско-правового статуса зая

вителя;

г) регулирование предпринимательской деятельности.

(абз.8 ст.2, ст. 17 Проекта Федерального закона N 254940-5 «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций», п. 1 Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 3 октября 2009 года № 796).

Незаконное обогащение - значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.

(ст. 20 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31.10.2003).

Непотизм (кумовство) - моральное покровительство руководителя своим родственникам и близким людям, при котором выдвижение и назначение

на должности производятся по признакам религиозной, кастовой, родовой принадлежности, а также личной преданности руководителю.

(п. 2.3 ст. 23 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 24.12.2008 №1138)

Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

(абз. 2 п. 10 Методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.03.2009 № 196).

Организационно-распорядительные функции должностного лица - полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

(п.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»)

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины

(ст. 7 Федерального закона РФ от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»)

Программы повышения качества государственных (муниципальных) услуг (функций) - программы, утверждаемые нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в целях повышения качества государственных (муниципальных) услуг (функций), содержащие перечни мероприятий, направленных на повышение качества государственных (муниципальных) услуг (функций), с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий.

(ст.8 проекта Федерального закона N 254940-5 «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций»)

Протекционизм - система покровительства, карьерного выдвижения, предоставления преимуществ по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений с целью получения корыстной выгоды.

(п. 2.1 ст. 23 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 24.12.2008 №1138)

Профилактика коррупции - предотвращение коррупции, устранение ее причин и источников посредством применения следующих мер:

1)формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2)антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3)предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4)установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5)внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6)развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

(ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-Ф3).

Публичное должностное лицо - любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе Государства-участника на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица; п) любое другое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве Государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого Государства-участника; 111) любое другое лицо, определяемое в качестве «публичного должностного лица» во внутреннем законодательстве Государства-участника. Тем не менее для целей принятия некоторых конкретных мер, предусмотренных главой I настоящей Конвенции, «публичное должностное лицо» может означать любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве Государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого Государства-участника.

(п. «а» ст. 2 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31.10.2003).

Размещение заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд - действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, если сумма таких поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) не превышает установленный Центральным банком Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке - в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

(ст.5 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).

Реестры государственных (муниципальных) услуг (функций) - информационные системы, включающие информацию о предоставляемых (исполняемых) государственных (муниципальных) услугах (функциях), которые ведутся в целях обеспечения граждан и организаций полной, актуальной и достоверной информацией об указанных услугах (функциях).

Федеральный реестр государственных услуг (функций) содержит сведения о государственных (муниципальных) услугах (функциях), предоставляемых (исполняемых) федеральными органами исполнительной власти, реестр государственных услуг (функций) субъекта Российской Федерации - о государственных (муниципальных) услугах (функциях), предоставляемых (исполняемых) исполнительными органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, реестр муниципальных услуг (функций) - об услугах (функциях), предоставляемых (исполняемых) местными администрациями

Федеральный реестр государственных услуг (функций), реестр государственных услуг (функций) субъектов Российской Федерации, реестр муниципальных услуг (функций) образуют сводный реестр государственных (муниципальных) услуг (функций), представляющий собой федеральную информационную систему, содержащую сведения о предоставляемых (исполняемых) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органами местного самоуправления государственных (муниципальных) услугах (функциях) и являющуюся источником официальной информации о существующих государственных (муниципальных) услугах (функциях).

Ведение сводного реестра государственных (муниципальных) услуг (функций) осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере административной реформы.

Порядок формирования, ведения и использования сводного реестра государственных (муниципальных) услуг (функций), перечень содержащихся в нем сведений, а также единые требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым, организационным средствам обеспечения его ведения и использования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(ст.23 проекта Федерального закона N 254940-5 «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций»)

Фаворитизм - демонстративное приближение к себе своих любимцев; показное делегирование им тех или иных полномочий, не соответствующих статусу; незаслуженное выдвижение их по службе и поощрение, награждение; необоснованное предоставление им доступа к материальным и нематериальным ресурсам.

(п. 2.2 ст. 23 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 24.12.2008 №1138)

Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

(п. 2 ст. 5 Федерального закона РФ от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»)

Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

(ст. 4 Федерального закона РФ от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»)

Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация.

(п.п. 1,3 ст. 10 Федерального закона РФ от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»)

Члены семьи государственного (муниципального) служащего, а также лиц, претендующих на замещение должности государственной или муниципальной службы, сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера которых необходимо ежегодно направлять представителю нанимателя (работодателю) - супруг (супруга) и несовершеннолетние дети гражданского служащего.

(ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-Ф3)

Экспертиза проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность - экспертиза, проводимая в отношении проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений.

(п. 1 Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утв. Постановлением Правительства от 05.03.2009 №195, п. 1 Методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.03.2009 №196)

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати